Статья 2007 г "Чугунные фонари Росси вернулись на Елагин остров"
Чугунные фонари Росси вернулись на Елагин остров в первозданном виде
Санкт-Петербург, ЦПКО, Елагин остров, д.4, Масляный луг.
Дворцовый ансамбль и павильон Елагина острова построены по проекту К. И. Росси в 1818-1825 гг. и состоят под государственной охраной.
Чугунные фонарные столбы перед лицевым фасадом дворца исполнены по рисункам К. Росси на Александровском чугунно-литейном заводе в Санкт-Петербурге. Аналогичные фонари размещены в Павловском парке вокруг дворца. Столбы реставрировались в 1950-х гг.
На трехлучевом основании с орнаментованными рельефными деталями, включающими и навесную дверцу, установлен профилированный ствол в окружении трех фигурных стоек сквозного рисунка. В овальных проемах, образованных волютообразными завитками, вкомпонованы цветочные розетки, заполняющие овалы. /Крупные розетки ближе к основанию, мелкие – в верхних частях /. Ствол завершен вытянутой чашкой из группы листьев, так называемых «тюльпаном». От «тюльпана» отходит изогнутый кронштейн с волютообразным завитком на конце и с веточной розеткой. Фонарь четырехгранный в плане с расширяющимися гранями к верху. Фонарь крепится к коромыслу из меди, детали торшера и тумбы выполнены из чугуна.
Уличные чугунные фонари-торшеры Карла Росси вернулись в Центральный парк культуры и отдыха имени Кирова (ЦПКиО) в первозданном виде. Как сообщили в отделе развития и внешних связей «Северо-Западной Ассоциации Реставраторов России», работы выполнялись реставрационной организацией ООО «ПСП «Рест-Арт», входящей в состав «Северо-Западной Ассоциации Реставраторов РФ», и проводились с июня по декабрь 2006 года.
За эту работу ООО «ПСП «Рест-Арт» было названо в числе лауреатов конкурса «На лучшую реставрацию объектов культурно-исторического наследия Санкт-Петербурга» 2006 года.
Восемь фонарей вернулись на свои исторические места вокруг Масляного луга, с восстановлением фундаментов и прокладкой электрокабеля. Чугунные фонари, «опоясывающие» Масляный луг, некогда представляли собой точную копию фонарей, расположенных у входа в Елагин дворец. Однако за всю долгую историю дворца множество деталей чугунных фонарей (высотой порядка по три метра каждый) было утрачено. «Тюльпаны» — вытянутые чашки из группы листьев, — завершающие ствол, а также кронштейны для подвеса фонарей – и вовсе «новоделы». Они созданы уже в наше время и представляют собой упрощенный, схематизированный вариант авторского замысла. К примеру, в верхних частях столбов не доставало цветочных розеток, а вместо них проемы были заполнены гладкими закрашенными овалами. Пострадала за эти годы и поверхность фонарных столбов: под отслоившимся слоем краски просматривалась ржавчина, коррозия, а местами — вмятины, сколы и трещины. Основания осели и ушли в грунт.
Состояние фонарей-торшеров до реставрации неудовлетворительное. В ходе реставрационных работ проведен комплекс работ от демонтажа до установки и подключения электроосвещения. Мастера из «Рест-Арта» воссоздали фонари буквально с нуля – по аналогам, расположенным у входа в Елагин дворец.
Перед началом реставрационных работ произведен демонтаж исторических элементов фонарей.
После детальной разборки, расчистки и дефектации сохранившихся элементов, на основании их уточненных геометрических и художественных форм, были выполнены гипсовые и деревянные модельные комплекты, по которым впоследствии были отлиты современные аналоги.
Произведено воссоздание в чугуне утраченных деталей: орнаментованных накладных деталей тумб-оснований, орнаментованных цветочных розеток в нижней и верхней части и деталей в виде чашечки цветка тaк называемых «тюльпан», кронштейнов для подвеса фонаря, фигурных волютообразных стоек. Выполнена слесарная обработка деталей под старую фактуру. Воссоздание в чугуне восьми тумб оснований, 14-ти медных фонарей (произведена отделка-патинирование). Реставрация поверхности сохранившихся деталей торшеров: рихтовка деформированных деталей, заварка трещин, пробоин, шпатлевка поверхности и окраска.
Непосредственно на объекте, согласно их историческому расположению, были заново выполнены фундаментные основания и проложены новые электросети.
После окончания реставрационных работ все фонари-торшеры были смонтированы и подключены к электросети.
Журнал "Российская Архитектура" (15.02.2007г)